Корзина: пусто
Список желаний: Пуст

  • Категории товаров
  • ГБО 4 поколение
  • ГБО пропан-бутан
  • ГБО метан
  • Электроника для гбо
  • Смесители и дозаторы
  • Для СТО
  • Аксессуары
  • Рынок автомобильного метана в Украине продолжает стагнировать


    Рынок автомобильного метана в Украине продолжает стагнировать

     

    Основными факторами, вызвавшими застой на рынке автомобильного метана, эксперты называют рост цен на метан, высокую стоимость переоборудования автотранспорта и неразвитость инфраструктуры — сети АГНКС и компаний, устанавливающих и обслуживающих газобалонное оборудование.

    Судя по динамике строительства автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС), рынок автомобильного метана активно развивался в Украине до начала финансово-экономического кризиса 2008 г. В 2003-2009 гг. строилось много новых АГНКС, причем пик роста пришелся на предкризисный 2007-й, когда было построено 72 станции.

    В 2009-2012 гг. из эксплуатации вывели в общей сложности 28 станций (наибольшее количество станций — 14 — выведено в 2009 г.), а ввод новых АГНКС резко уменьшился. В 2010 г. из эксплуатации вывели 8 АГНКС.

    Вероятно, кризис был лишь одной из причин спада активности строительства АГНКС. Другой причиной стало резкое подорожание природного газа, в результате которого автомобильный метан перестал быть самым дешевым топливом и сравнялся в цене с пропан-бутаном.

    Слишком дорого

    Согласно данным ценового мониторинга НТЦ "Психея", соотношение розничных цен метан/пропан-бутан на протяжении 2009-2012 гг. колебалось в пределах около 70-130%, тогда как в 2006-2008 гг. оно составляло 55-85% (приблизительные данные). На конец 2012 г. эти два вида топлива стоили примерно одинаково. Таким образом, у метана сейчас нет ценового преимущества перед ближайшим конкурентом.

    Очевидно, это стало причиной замедления роста количества автомобилей, использующих метан. По данным ГАИ, общее количество автомобилей, которые могут использовать метан, с 2009 г. по 2011 г. выросло с 316 тыс до 389 тыс (с учетом двухтопливных автомобилей, которые также используют бензин или дизельное топливо).

    По данным ценового мониторинга "АЗС Украины", уровень розничных цен на метан в конце апреля 2013 г. находился в диапазоне от 5.60 до 6.60 грн/л. Средний расчетный уровень цен в Украине составил 6.53 грн/л.

    Неудивительно, что объем розничного рынка автомобильного метана сокращается: в январе 2011 г. он составлял 25.1 млн куб м, в январе 2012 г. — 21.2 млн куб м, в январе 2013 г. — 17.3 млн куб м. При этом за счет роста цен объем рынка в денежном выражении даже вырос с $12.4 млн в январе 2011 г. до $12.9 млн в январе 2013 г.

    Спрос и инфраструктура

    Среди факторов, ограничивающих развитие сектора, можно также назвать неравномерность развития сети компаний, устанавливающих и обслуживающих газобалонное оборудование по регионам. По данным НТЦ "Психея", в Киеве и области их насчитывается 13 единиц против 5 в Крыму, Одесской и Днепропетровской областях. В других регионах еще меньше.

    В девяти областях вообще нет компаний, устанавливающих и обслуживающих газобалонное оборудование.

    Примерно такая же ситуация с сетью АГНКС: более половины станций сосредоточено в пяти регионах — Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Полтавской областях и АР Крым. В десяти областях количество АГНКС очень малое — от 2 до 7.

    Треть АГНКС принадлежит ДК "Укравтогаз", чья доля постепенно сокращается. Согласно данным НТЦ "Психея", еще пять лет назад она составляла 34%, а сейчас — 31%. ДК "Укравтогаз" владеет сетью из 89 станций в 66 городах мощностью от 250 до 500 заправок в сутки. Из менее крупных операторов следует упомянуть ООО "Фактор Капитал", которое эксплуатирует 16 АГНКС (5.6% рынка в 2013 г. против 3% в 2008 г.), ООО "Компания Экотоп" и ООО "ВостокАвтоГаз" (по 2.8%), ПАО "Мариупольгаз" (2.2% против 2.4% в 2008 г.), ГК "Укргаз" и ООО "РосУкрОйл" (по 2.2%) и ООО "Энергоресурсы" (1.6%).

    Обращает на себя внимание сокращение количества одиночных АГНКС — с 2008 г. по 2013 г. их доля сократилась с 49.8% до 27.7%, т.е. более чем на треть. Более чем вдвое выросла доля маленьких сетей из 2-4 станций — с 10.8% до 21.8%.

    Таким образом, одной из основных тенденций розничного рынка метана является укрупнение — за пять лет число его операторов сократилось на 22%, причем сокращается количество мелких компаний, владеющих одной станцией — с 148 до 89. В то же время, количество владельцев 2-4 АГНКС выросло с 15 до 32, 5-14 АГНКС — с 3 до 6, 15 и более АГНКС — до 2.

    Другие проблемы

    Кроме удорожания сжатого газа и неразвитости инфраструктуры, эксперты выделяют еще ряд проблем, мешающих развитию рынка автомобильного метана. В первую очередь, это высокая стоимость переоборудования транспортных средств. В совокупности с ростом цен на метан это значительно увеличивает срок окупаемости.

    Стоит отметить, что государство стремится стимулировать переход автовладельцев на метан, компенсируя им затраты. Статья 166 Налогового кодекса Украины предусматривает право налогоплательщика на налоговую скидку, в которую можно включить расходы на переоборудование собственного транспортного средства для использования в качестве топлива сжатого газа. Скорее всего, это имеет какое-то влияние на развитие отрасли, но оценить его проблематично, так как неизвестно, сколько автовладельцев воспользовались этой возможностью.

    Из числа других проблем следует упомянуть отсутствие государственной системы контроля качества автомобильного метана и тенезацию рынка — операторы стремятся скрывать данные о полном объеме продаж и своей прибыли.

    Таким образом, украинский рынок автомобильного метана, быстро развивавшийся до кризиса, уже несколько лет стагнирует. Кроме проблем, общих для всей экономики страны в целом, развитие рынка автомобильного метана тормозится своими специфическими особенностями.

    КОММЕНТАРИЙ

    Как отмечают в Ассоциации "Газовые трейдеры Украины", рост добычи природного газа в Украине в I кв. 2013 г. дает повод для оптимизма. Кроме того, ведутся поставки импорта природного газа уже из нескольких источников.

    Увеличение на рынке сегмента природного газа украинской добычи даст возможность более стабильно формировать цены на этот ресурс. Во-первых, цена на газ формируется заблаговременно. Во-вторых, увеличение ресурса спровоцирует большую конкурентность и даст возможность удерживать стоимость на рыночном уровне. Если ценовая разница между бензиновыми и газовыми моторными топливами сохранится в диапазоне 30-40%, то пропан-бутановые смеси и метан станут более востребованными у автомобилистов, и рынок будет иметь перспективу развития.

    К проблемным вопросам можно отнести необходимость вложения средств в установку газобалонного оборудования и перерегистрацию автомобилей. Для легкового автотранспорта больше подойдет СУГ, поскольку газобалонное оборудование для сжатого газа достаточно габаритное и тяжелое.

    К сложностям, которые сегодня есть на рынке газовых моторных топлив, можно отнести также несовершенную и неразветвленную инфраструктуру обслуживания ГБА, недостаточно развитую сеть АГНКС, сложности с их строительством в большинстве регионов Украины.

    Тем не менее, растущие цены на бензины стимулируют автомобилистов переходить на газ. Как показывают исследования рынка, при дальнейшем росте цен на светлые нефтепродукты треть украинских автовладельцев готовы оборудовать автомобили газобаллонными установками.

    Газовое топливо может быть также интересно аграрному сектору. Есть также перспективы для коммунального пассажирского транспорта. Его перевод на газ снизит расходы на перевозки, что поможет сэкономить бюджетные средства и улучшит экологию — значительная доля загрязнения атмосферы городов приходится на выбросы общественного транспорта, использующего дизельное топливо.

    ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

    Чехия. Правительство Чехии ставит задачу к 2020 г. заместить 10% моторного топлива природным газом. Уверенный рост парка чешских автомобилей на метане (с нескольких сотен почти до трех тысяч) начался 7 лет назад. С 2004 г. по 2011 г. спрос на метан в автотранспортном секторе страны вырос с 2.8 до 12.2 млн куб м.

    Россия. В России насчитывается не более 250 АГНКС и не более 100 тыс машин, работающих на метане. Несмотря на неразвитость рынка газовых моторных топлив, на государственном уровне предпринимаются меры для его поддержки. В начале 2012 г. в силу вступило постановление Правительства РФ, обязывающее нефтяные компании утилизировать 95% добываемого попутного нефтяного газа. В середине августа прошлого года начали действовать поправки к Закону РФ об энергосбережении, позволяющие муниципальным транспортным предприятиям без привлечения собственных средств переводить автопарк на газовые виды топлива.

    ОАО "Газпром" реализует программу развития газозаправочной инфраструктуры в российских регионах, бюджет которой на сегодняшний день составляет 1 млрд руб в год. По словам председателя совета директоров ОАО "Газпром" Виктора Зубкова, при утверждении всех необходимых документов Правительством РФ, объем этой программы можно было бы значительно увеличить.

    Беларусь. В Беларуси в настоящее время действует около сорока АГНКС и семь участков по монтажу газобаллонного оборудования, принадлежащих ОАО "Белтрансгаз". Сеть станций расширяется в рамках реализации бизнес-плана ОАО "Белтрансгаз" и двусторонних обязательств, принятых согласно программам с областными исполнительными комитетами и субъектами хозяйствования. В ОАО "Белтрансгаз" считают, что особенно это актуально для городского пассажирского автотранспорта. В республике есть собственный производитель газотопливной аппаратуры — ОАО "Новогрудский завод газовой аппаратуры".

    Источник:www.uaenergy.com.ua

     


     
    Категории новостей